Символ Олимпийских игр – это яркий пример успешной и сильной айдентики. Данное понятие подразумевает широкое направление в нише брендинга и является визуальной частью фирменного стиля. Задачей brand ID служит популяризация бренда и повышение его узнаваемости у потенциальной аудитории. С его помощью можно сделать целостный, отличный от других образ, который в дальнейшем будет ассоциироваться у пользователей с конкретной маркой, а в нашем случае с международными спортивными состязаниями.
Фирменным символом мероприятия служит не один атрибут, а целый набор символики олимпийского движения: флаг со знаком переплетенных окружностей гимн, клятва, лозунг, награды участников, огонь, ветвь растения лавр, фейерверк, талисманы, эмблема. Это уникальная и оригинальная айдентика праздника спорта создает целую персональную систему брендирования. Она откладывается в сознании потребителей, повышает доверие к идеологии игр, укрепляет позиции организации. При этом использование элементов в коммерческих целях запрещено хартией. Такая целостность экономит затраты на рекламу и обеспечивает соревнованиям фирменный стиль, которым не обладают ни одни другие состязания в мире.
Логотипы игр кардинально менялись за все время существования проекта, так как их задача заключается в отражении главных тенденций актуального времени. К созданию дизайна привлекаются передовые мастера и сама общественность, которые вместе способны аккумулировать идеи, стили и технические возможности, задавая вектор развития концепции оформления на последующие годы.
Мероприятие – это спортивное событие всемирного уровня, а также значимый проект для имиджа и славы места, в которой проводится действо. Государство рассчитывает не только на возмещение затрат за счет стимуляции области туризма, развлечений и сферы обслуживания (отели, рестораны, кафе, гостиницы и т.д.), но и воспринимает это как инструмент для улучшения национального престижа.
Олимпийская символика помогает сделать праздник ярким, запоминающимся, уникальным, привлекающим внимание общественности по всему миру. Айдентика многогранна и комплексна, поэтому в этом материале будут рассмотрены самые значимые примеры и несколько промахов, допущенных при разработке логотипов.
История олимпийских логотипов и символов: как появились кольца
Основной символ события – это флаг с изображением скрещенных колец. Пять кругов на белом фоне являются самым узнаваемым логотипом. Концепция принадлежит человеку с именем Пьер де Кубертен, который обнародовал ее в 1913 году. Образец был представлен общественности на парижском конгрессе, где собрался международный комитет по ведению спортивного состязания.
Первоначально графическая эмблема соревнований была придумана Францией, но в постерах и на атрибутике мероприятия 1924 года в столице они не были использованы. Старый вариант ныне доступен в Лозанне в музейном зале, посвященном празднику. Однако некоторые ведущие специалисты полагают, что впервые на официальном уровне идею использовали в столице Германии в 1936 году. Остальные исследователи уверены, что это заслуга соревнования 1932 года.
Разные теории того, что означают олимпийские кольца
Неоднозначно мнение и касательно того, что означают олимпийские кольца. Этот знак содержит пять кругов, размещенных в два уровня: на первом 3 штуки, на втором находится 2. Окрас элементов пестрый и включает символичные цвета. Трактовка эмблемы имеет такие версии:
Каждая окружность – это континенты, обозначенные определенным оттенком. Светлый однотонный фон означает мирное небо и единство всех них. Интересная деталь: флаг всех стран имеет как минимум 1 тон из гаммы знака. Но, чтобы отойти от национального неравенства, это разделение цветов на данный момент не считается актуальным.
Версия согласно концепции Карла Юнга разъясняет эмблему иначе. Что означают олимпийские кольца по его теории: разноцветные окружности – это обозначения типов энергии: воды, почвы, металла, огня и дерева. Изучая философию Китая, он объединил символ жизненной энергетики, то есть окружности с 5-ю окрасами.
Этот вариант был предложен в позднее все тем же психологом. Он дополнил, что это символ пятиборья, каждый цвет которого обозначает состязания: плавание, фехтование, бег, конный спорт, стрельбу.
Кольца Олимпиады имеют многогранное значение. Рассматривая их как айдентику, становится ясно, что логотип универсален, сочетается с любыми компонентами, вводимыми на вновь проводимых состязаниях, и он отражает философию праздника, которую поддерживают миллионы болельщиков.
Логотипы Олимпийских игр
Эмблема с кольцами обязательна для каждого мероприятия, но не единственная. Есть графический символ, изменяемый в связи с местом и временем организации празднества. Он играет основную роль в фирменном бренде принимающего гостей города или даже всей страны. В нем отражаются дополнительная идеология, ценности и философия, которые авторы стремятся преподнести фанатам.
Логотипы, содержащие национальный символизм и местные достопримечательности:
Как можно заметить все приведенные примеры не просто служат логотипом праздника, но и играют роль фирменной айдентики, отражающей ценности и философию национального уровня.
Олимпийский знак в Альбервиле 1992 года
Эмблема Олимпийских игр этого года заслуживает особого внимания. Она символизировала один из основных деталей мероприятия – огонь. Но поклонники действа заметили и другую схожесть. Внешне символ французского праздника спорта напоминал флаг Дании.
Историки растолковали ситуацию. Согласно их утверждениям, это флаг герцогства Савойя, которое существовало в 15-19 веках во Франции. В качестве подтверждения выступил и факт наличия креста на изображении. Аналогичный элемент есть на савойском гербе.
Официальный флаг французов по идее интерпретировался в виде трех полос под факелом. Они играли роль чаши, следов от лыж и имели сине-бело-красный окрас. Но многие не поняли этого из-за наклона линий (в таком положении они похожи на перевернутую символику Нидерландов).
Логотипы игр этого периода в целом были тематически оправданы, так как содержали акцент на символизме принимающего города. Просто схожесть деталей вызвала обсуждения. Но организаторы позже сказали, что напротив ситуация стала полезна, так как люди всерьез заинтересовались историей французского города, принимающего игроков олимпиады.
Влияние местной специфики на логотипы
Тематику знаков иногда задают местные достопримечательности, которые являются частью имиджевого статуса принимающего города.
Несколько примеров:
Организаторы продемонстрировали связь празднества самими городами, что еще раз указывает на масштабность мероприятия и универсальность его айдентики, которая адаптируется под индивидуальные особенности места проведения.
Эмблемы со снежинками
Логотипы игр зимнего периода часто включают знак снежинки, которая помимо сезона символизирует симметрию, точность. Самые яркие примеры:
Из примеров видно, что один символ в разном контексте может иметь отличительный смысл и посыл к публике.
Символы Олимпийских игр 2024 года
В этом году спортивная игра, логотипы которой уже продумывают наперед, имела заявки от 15 городов. Лидерами стали четверо из них:
- Рим. Атрибутика содержала облик древней достопримечательности – Колизея. ЗД картинка была декорирована под официальный флаг. Линии обозначали динамичность, обеспечивая яркость и символику спорта.
- Париж. Проект включал изображение знаменитой парижской башни Эйфеля. Цветовая гамма состояла из национальных оттенков. Светлый фон выгодно подчеркивал детали и завершал палитру флага.
- Лос-Анджелес. Олимпийский знак содержал ангельский облик, обращенный к солнечной звезде, что свидетельствовало о стремлении к вершине и победе. Крыло на спине трактовалось как перерождение.
- Будапешт. Айдентика объединяла природные символы воды и света. Их отображали река Дунай и солнце. Человек на эмблеме означал открытость и стремление, а цветные кольца олимпиады и их гамма указывали на символизм события.
Первый и последний город списка позже отказались от проведения события из-за экономии бюджета. Американский представитель решил, что дальновидней будет претендовать на следующий конкурс в 28 году. После выбытия всех кандидатов, остался один вариант – столица Франции.
Как видно на примерах символика создавалась в фирменной тематике, задачей которой было кратно и понятно донести аудитории философию события и особенности места проведения.
Разработка постеров для спортивного мероприятия
Плакаты праздника отражают расширенный смысл логотипа. Фирменный знак должен быть простым, информативным и кратким, но этот атрибут более емкий, так как в полной мере раскрывает идею организаторов. Авторы для этого стараются отразить все местные особенности, реализовать креативные задумки, позволяющие сделать празднество неповторимым и популярным у фанатов.
Первые расширенные логотипы игр появились при зарождении спортивного движения олимпиады. Их идеология заключалась в демонстрации духа события и объединении народов благодаря спорту.
Рассмотрим интересные решения.
Постеры игр в Берлине 1936 года
Символ Олимпийских игр того времени создавался участниками Третьего Рейха, поэтому спортивное мероприятие отражало нацистскую философию. Гитлеровский режим трактовал событие как возможность демонстрации лидерства и победы арийцев.
Организаторы основывались на идеологии Фридриха Ницше, который создал понятие сверхчеловека. Так они обосновывали свое мнение касательно верховенства своей нации над другими людьми.
На эмблеме расширенного формата был нарисован настоящий ариец в лучшем его проявлении. Это должно было подкрепить нацистскую идеологию и еще больше закрепить ее в сознании немцев. Для иностранцев такой посыл должен был продемонстрировать их низшее положение.
Плакаты игр в Мюнхене 1972 года
Логотипы игр создавались передовыми специалистами. Дизайнер Отл Айхер разработал многогранную айдентику, содержащую эмблему мероприятия. Она была символом чаши факела и дороги на вершину, ведущей к огню Олимпа.
Публике был выставлен двухмерный вариант, поэтому многие просто не поняли задумки автора. Выглядело это как интерпретация солнца с неравными лучами, а также походило на кривую снежинку, но праздник не был зимним, что еще больше запутало аудиторию. Взаимосвязь с ОИ зимнего периода вызывала цветовая бело-голубая гамма главного постера и полосы как порывы ветра. Идея дизайна была бы донесена более точно, в случае презентации людям 3Д версии. Символика отдельных состязаний получилась более удачной, так как была доступна обычным обывателям.
Спортивное мероприятие в Ванкувере 2010 года
Полномерные эмблемы этого события содержали три главные символики:
Плакаты дополнительной категории имели облики спортсменов и пейзажей для каждой из спортивных ниш.
Неудачные дизайнерские решения в оформлении постеров
Не всегда логотипы игр были примером сильной айдентики:
Наглядно демонстрируется важность продуманности всех элементов, чтобы они вместе были единым символом с доступным для аудитории посылом. В этих случаях авторы этого не достигли нужного эффекта. Это негативно сказалось на брендинге всего мероприятия, вызвав ненужные ассоциации или непонимание публики.
Постеры на основе оригинальных дизайнерских концепций
Логотипы игр создаются тщательно. Для этого привлекаются передовые специалисты графики, дизайна и даже психологи. Профессиональные команды добивались успеха не один раз, обратим внимание на три основных успешных проекта:
- Лейк Плэсид 1932. Прыгун с трамплина был изображен на фоне белой карты страны. Море при этом воспринимается как горы, к которым и совершается прыжок. Отметка города на карте выглядит как солнце, символизирующее мир, радость и жизненную силу.
- Лиллехаммер 1994. Постерные логотипы игр содержали достаточно абстрактное изображение. Пятна, имитирующие человека с факелом, одновременно похожи на берега Норвегии. Это объединяет спортивный посыл и значимость города как туристического центра страны.
- Турин в 2006 году. Раскладка дорог на постере имитировала треугольный знак туринского праздника. Символ скоростного спуска дополнил действующий слоган, который гласит – «Здесь живет страсть».
Дизайнеры акцентировали внимание на соединении спортивной тематики и национальных деталях, что дало успешные проекты по повышению брендинга празднества.
Постеры, созданные на основе общественных предложений
Символы Олимпийских игр формировались с учетом не только профессионального мнения, но и при участии общественности. Это удобный ход в создании айдентики, так как он позволяет изучить портрет целевой аудитории: понять, что им нравится, как они видят идею и понимают философию. В итоге результат получается близким к публике, а значит, лучше воспринимается, одобряется и приветствуется людьми.
Логотипы игр категории:
Эти проекты были успешны и хорошо воспринимались аудиторией всех стран. Успех был заключен в простоте, доступности и ясности посыла. Также в айдентике были подняты важные и волнующие многих людей вопросы общественности, что привлекло активистов и стало рекламой философии спортивного мероприятия.
Айдентика игр в Пхенчхане
Символ олимпиады 2018 года стоит рассмотреть комплексно. Эмблема была создана Ха Чжон Чжу. Дизайнер использовал национальный шрифт. Иероглифы передавали главный посыл всего спортивного действа:
Цветовая гамма соответствовала государственному флагу и включала оттенки колец, что хорошо объединяет все аспекты.
Талисманом мероприятия был выбран Сухоран – белый тигр. Это животное по местной мифологии обозначает силу, защиту и доверительное отношение. По форме он похож на сам корейский полуостров, что стало символом национализма.
Постер этого события так и не был официально регламентирован. Распространенный вариант по праву считается атрибут, изображающий тигра, на фоне синей мозаики. Это создало привязку по тематике, включило главный талисман и стало удачным местом для демонстрации слогана. Логотипы игр подписанные фразой «Страсть. Связь установлена», что стало примерным переводом смысла.
В целом концепция символизма была понятна, а что главное целостна и многогранна. Постеры, эмблемы и лого перекликались, несли посыл к спорту и отражали особенности места сбора спортсменов. Философия айдентики содержала олимпийские положения и позицию мышления Южной Кореи. Все это образовало успешный проект по продвижению престижа страны и мероприятия международного масштаба.
Выводы
Оценивая и анализируя логотипы игр, можно в точности проследить взаимосвязь этих знаков и эффективности брендинга. Видно, что эта часть работы очень важна, так как не просто создает красивый вид празднику, а несет философский смысл. Такой посыл формирует положительное и лояльное отношение публики к соревнованиям, а также повышает престиж города, страны, в которых ведется действо.
Подходить к разработке нужно с точностью и серьезностью, так как этот инструмент позволяет достойно представить себя на международной арене, продемонстрировать богатую культуру и историю, местную красоту, привлечь инвестиции и туристов. Последние пункты всегда важны для экономики, так как с их помощью можно сделать значительный вклад в развитие государства.
К тому же используя символизм состязаний можно модернизировать имиджевую политику страны, улучшить ее и показать многогранность, глубину, вызывая интерес потенциальной аудитории.