Первый логотип появился в начале XX века. За сто с лишним лет эмблемы компаний стали целым культурным пластом, объединившим правила творчества, принципы маркетинга и психологии потребителей.
Именно из-за такого разнообразия требований однозначного ответа, какой логотип можно считать лучшим, быть не может. Самый ценный с художественной точки зрения? Самый продающий? Самый узнаваемый?
Первые два критерия не так часто идут со знаком равенства. Третий показатель будет расти, если бренд изначально верно позиционируется и продолжает развиваться.
Но начинается талантливый логотип все-таки с изящного дизайнерского решения.
-
Я люблю Нью-Йорк
Не все знают, что эта простая и растиражированная по всему миру во множестве вариаций надпись – логотип. Его разработал для Нью-Йорка Милтон Глейзер.
Несколько букв и милое сердечко – и каждый может подставить вместо NY любое слово и создать собственный лого. Так мы и делаем.
Решение настолько очевидное и эмоционально мощное, что стало народным. И в этом гениальность дизайнера.
-
Загадочный плод для компании Apple
На самом деле яблоко присутствовало в логотипе Apple Computer & Co с самого начала. В первом лого компании оно висело над головой Ньютона.
Поскольку компьютер Apple I медленно завоевывал рынок, лидер компании Стив Джобс решил кардинально изменить все, начиная с логотипа бренда.
Так стараниями Rob Janoff появилась новая эмблема – солирующее яркое полосатое яблоко.
Сам дизайнер рассказывал, что купил целую сумку фруктов и рисовал их неделю, добиваясь для лого компании максимальной простоты. Надкусывание было одним из вариантов – дизайнер решил, что в этом ракурсе фрукт легче идентифицируется именно как яблоко.
Последним штрихом стало совпадение: bite переводится как „укус“.
Так отсутствующий кусочек брендового фрукта приобрел символический смысл, а дизайн лого – завершенность.
Современный благородно-серебряный вид яблоко получило после редизайна логотипа.
-
Многозначительная улыбка бренда Amazon
Есть повод для хорошего настроения, если компания оценивается в 97 млрд долларов и в свежем рейтинге самых дорогих брендов от Forbes занимает 4-е место (на первом, кстати, Apple).
Маркетологи сходятся в том, что логотип "Амазона" полностью отвечает двум главным правилам: он говорит о миссии бренда и не предполагает никаких двусмысленных толкований.
Что скрыто в этой улыбке? Не просто дружелюбная открытость компании: соединяя A и Z, веселая оранжевая стрелка обещает полный ассортимент товаров согласно всем буквам английского алфавита: в русской версии это был бы выбор от А до Я.
-
Вневременные три буквы для бренда IBM
International Business Machines появилась в 1924 году из слияния трех компаний (лого на рисунке), и только в конце 40-х годов стала производить в основном компьютеры. Эти перемены потребовали создать новый логотип.
Чем был и остается хорош лого компании? Универсальностью. Ни много ни мало 47 лет прошло с года последнего редизайна эмблемы. Но и сегодня любой увидит за простыми четкими полосатыми буквами высокую технологичность одного из лидеров IT-рынка.
-
Элегантные инициалы как логотип музея
Начав говорить о буквах, нельзя не упомянуть логотип, созданный Аланом Флетчером для Музея Виктории и Альберта (Лондон). Профессионалы дизайна считают его великолепным образцом аристократической простоты.
Два (или три – как посчитать) знака в этом логотипе говорят об эпохе, о миссии музея и о людях, чьи имена он носит.
-
Три бриллианта для японского бренда
Логотип компании "Мицубиси Моторс" – еще один пример воплощения многих смыслов в минималистичной форме. Род Ивасаки (на гербе три ромба) получил корабельное дело клана Тоса (на гербе три дубовых листа) и спустя два поколения занялся производством автомобилей.
Слово mitsubishi, ставшее названием новой компании, можно перевести как "три бриллианта", а можно – как "три ромба". И это еще не все. Bishi по правилам японской фонетики читается как "хиши" – а это слово означает и каштан, и что-то ромбовидной формы.
- таким узлом традиций и смыслов логотип не мог не стать практически вечным. Он приносил бренду успех в XX веке и продолжает это делать в XXI-м.
">
-
Феерический почерк Уолта Диснея
Лого компании Walt Disney никто не сочтет незатейливым или лаконичным. Он не об этом. Он о радости, волшебных сказках и веселых приключениях.
Эта эмблема всегда была анимационной (а как иначе с таким-то брендом?). Вначале создали логотип с мышонком, затем на нем появился сказочный замок. С 2006 года это эффектная картина, которая отражает творческую суть бренда.
И дело даже не в замке. Притягивает и восхищает сам оригинальный авторский шрифт. Каждая его буква говорит о фантазии, о компании-празднике, умеющей создать феерию впечатлений.
-
Креатив от бухгалтера
Шестое место в рейтинге мировых брендов и стоимость свыше 59 млрд долларов подразумевает надпись-логотип, известная на всех континентах. Интересно, что ее автором стал не художник и не дизайнер.
Для своего друга фармацевта Джона Пембертона слово "Кока-Кола" нарисовал бухгалтер Фрэнк Робинсон. Он предложил использовать в названии бренда двойное С и вручную нарисовал первую версию слова-эмблемы.
Так компания Coca-Cola обрела свой фирменный стиль: игривый, энергичный и освежающий. Delicious and Refreshing – и так бодрит уже 117 лет.
-
Цветовой символизм на логотипе MasterCard
Символическим значением обладают не только буквы, но и цвета. Два пересекающихся круга на логотипе платежной системы MasterCard Incorporated наглядно показывают, как мужество и страсть к действиям (красный) сливаются с процветанием (желтый).
Не очевидно, конечно. Зато броско, минималистично, позитивно и запоминается с первого взгляда.
-
Устремленный вперед FeedEX
Американский почтовый логистический оператор FedEx Corporation изначально позиционировал себя с максимальной ясностью: название Federal Express и логотип компании в цветах американского флага.
В 1994 году бренд провел рестайлинг: появились не только другие цвета логотипа, но и скрытая стрелка между заглавными E и X – как символ четкости и скорости сервиса.
Новый лого компании получил высокую оценку не только профессионального сообщества, но и клиентов: современный, понятный, безусловно подкрепленный репутацией компании.
-
Nike: на едином взмахе
В автобиографии Фил Найт, основатель Nike, рассказывает о том, как появился знаменитый swoosh. Знак был нарисован студенткой-графиком Каролиной Дэвидсон – он старалась передать формой угла силу и энергию движения. К тому же свуш можно было считать стилизованным изображением крыла богини победы Ники, чьим именем называлась фирма.
Самого Найта эмблема совершенно не впечатлила. Но логотип был нужен срочно, к тому же он выглядел «...одновременно свежо и так, будто он из древнего мира».
Более двадцати лет логотип Nike был комбинированным, но с 1995 г. swoosh был признан самодостаточным символом, и буквы из лого компании убрали.
-
Ковбой, иголка или спрятанное слово?
Концерн Toyota выбирал свой логотип из 20 000 представленных на конкурс вариантов. Изображение из букв катаканы “Toyota” («Тоёта» (トヨタ) состоит из 8 штрихов: в Японии это число обещает удачу в делах и процветание.
Лого намекает на прошлое компании (производство ткацких станков) – он похож на игольное ушко с продетой в него нитью. И это еще не все секреты эмблемы: изображение можно разбить на элементы-буквы, из которых составится название корпорации.
-
Макдональдс – игра на скрытых смыслах
Две арки – эмблема "Макдональдса" – появились на лого компании в 1960 году. И не стоит усматривать в них просто стилизованную М. Замысел куда глубже.
Сделать акцент на этих формах (запомним слово!) убедил руководство компании психолог Луис Ческин: абрис женской груди должен ассоциироваться у клиентов с заботой, детством, вызывать аппетит.
Даже те, кто критикуют логотип за цветовое или графическое воплощение, не могут не признавать, что эмблема "Макдональдса" относится к самым известным и узнаваемым в масштабах мира.
-
Джинсовый новатор
Тему интригующих округлостей обыграли и в логотипе джинсовой одежды Levi Strauss & Co. Современная версия лого компании заканчивается полукруглыми вырезами – это намек на ту часть тела, которую подчеркивают и визуально улучшают правильные джинсы.
В качестве первой эмблемы компании был создан рекламный рисунок, на котором две лошади безуспешно пытаются порвать прочные штаны из французской ткани Serge de Nime (отсюда и "деним").
Такую кожаную нашивку и сегодня можно увидеть на брендовых джинсах "Левайс".
В XX веке появился красно-белый логотип-название бренда, а в 1969 году создали ту его версию, которая используется и сейчас: неформальные белые буквы на ярком вымпеле сложной формы.
-
LEGO: в поисках позитива
Разноцветный логотип компании LEGO начинался как черно-белый чернильный оттиск. Потом появилась наклейка-эмблема в оттенках дерева.
После нескольких экспериментов компания в 1955 году утвердила логотип в дизайне и цвете: белые буквы с черным контуром на красном фоне. И только через 18 лет появился универсальный всемирный логотип: буквы стали круглее и получили еще яркую желтую обводку. Так был создан жизнерадостный логотип-кубик, напоминающий пластмассовую игрушку.
-
Просто окно в мир
Что можно увидеть в желтом прямоугольнике? Дверь в многоликий окружающий мир, к знаниям о науке, культуре и природе. Желтый был выбран как отсылка к солнцу – источнику силы и энергии.
Чтобы создать такой логотип для телевизионного бренда, нужно было прочувствовать ценности канала и найти для них емкое воплощение.
-
Откуда ты, птичка Twitter?
Логотип социальной сети "Твиттер" по человеческим меркам еще подросток. И с 2006 года, по мере взросления, обрел глянец и трендовый силуэт.
Первый вариант лого компании, от Саймона Оксли, продавался на фотобирже всего за 15 долларов.
Птичка на логотипе версии 2012 года выразительнее, веселее и при этом больше располагает "почирикать", чем ее предшественники.
-
Стильная эмблема для защитников природы
Сделать лаконичным логотипом животное сложнее, чем букву или геометрическую фигуру. Тем качественнее выглядит эмблема, которую создали в 1961 году для Всемирного фонда дикой природы.
Категории мимишности тогда еще не котировались. Но дизайнеры безошибочно выбрали одно из самых узнаваемых животных планеты, для которого стильная черно-белая гамма является естественной.
Панда почти не изменилась: в 1986 году ей лишь немного развернули передние лапы и убрали прорисовку глаз. В 2000 году более мягким сделали шрифт в названии WWF – логотип получил визуальную целостность.
-
LG: веселый и заботливый бренд
Еще одна улыбка, известная всему миру, принадлежит южнокорейскому конгломерату LG. Красота решения не только в том, как
две большие буквы создают два забавных лица, но и в том, что именно эти буквы определяют слоган компании: Life is Good!
-
Неудержимый индивидуализм Ferrari
Одна из самых увлекательных историй создания – у логотипа итальянского автомобильного производителя Ferrari S.p.A. Вставший на дыбы жеребец попал на его эмблему с фамильного герба легендарного летчика-истребителя, героя Первой мировой войны Francesco Baracca. Такой подарок сделала Энцо Феррари мать его друга – графиня Паолина Баракка.
Прошло несколько десятилетий, пока Энцо Феррари смог открыть компанию и начать производство спортивных автомобилей: так великолепный конь украсил капот стремительного автомобиля.
Канареечный желтый фон для логотипа был взят с флага родного города Феррари – Модены, а триколор сверху – с флага Италии.
Логотип идет вразрез с общим правилом лаконичности в выборе цветов. Не соответствует он также правилу о том, что лого должно быть легко воспроизвести. Зато он обладает тем мощным эмоциональным посылом, который делает образ незабываемым.
-
Canon: путь к совершенству
История о том, как создавались название и лого компании Canon – о том, что упрощать сложно. Название Kwanon первый фотоаппарат Precision Optical Instruments Laboratory in Japan получил в честь тысячерукого буддийского божества. И эту многоуровневую фигуру владельцы компании честно и старательно разместили на логотипе (1934 год).
Так же скрупулезно подошли к защите торговой марки: зарегистрировали несколько слов, похожих на Kwanon.
Уже в 1935 г. одно из них – Canon – заменило первое название, и еще около 20 лет понадобилось, чтобы выработать отчетливую броскую надпись, ставшую логотипом бренда.
-
Знаковый лого на скорую руку
История известных логотипов будет неполной без упоминания кролика с бабочкой. Галантный и ушастый появился в связи с выходом в свет журнала Playboy, и с 1953 года стал одним из знаковых символов.
Когда дизайнер Артур Поль рисовал кролика, он был даже не сотрудником журнала, а просто фрилансером. И чтобы создать рисунок, потратил полчаса.
Главной идеей нового логотипа была отстройка от конкурентов: популярные журналы The New Yorker и Esquire использовали как свои символы фигурки мужчин.
Кролик оказался настолько стопроцентным попаданием в цель, что улучшать и обновлять его до сих пор не потребовалось: от первого лого нынешнюю версию отличают только два торчащих уха – вначале одно было загнуто.
Базовые правила для хороших логотипов можно сформулировать так:
-
Они говорят о сути и миссии бренда.
-
Просты и лаконичны.
-
Основаны на оригинальной трактовке.
-
Не допускают двусмысленных или негативных толкований.
-
Не имеют жесткой привязки к конкретному стилю или времени.
Но из каждого правила бывают исключения. Иногда как раз нетипичность создает индивидуальность и притягательность. И качественный логотип становится лучшим.
В истории многих сильных логотипов можно проследить эволюцию от наивного опыта первой эмблемы к узнаваемому символу бренда.
Но век уже сменился. Мы живем с другими технологиями и темпами. И если вы не имеете в виду лишних 20–30 лет на прокачку лого, сразу ставьте задачу профессионалам. Оценив работы дизайнеров, вы сможете найти талантливых авторов для создания вашего особенного и единственного в своем роде логотипа.